Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Педсовет
Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы школы. Его деятельность определяется «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы». Педагогический совет создается во всех общеобразовательных учреждениях, где больше трех учителей.
В постоянный состав педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, все учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь, преподаватель-организатор ОБЖ, школьная медсестра, председатель общешкольного родительского комитета.
В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотрудничающих организаций и учреждений, члены общешкольного и классного родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, школьники. Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).
Цели педагогического совета:
• наметить перспективы работы коллектива, поставить задачи;
• определить пути, формы обновления школьного образования;
• познакомить с достижениями педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом;
• осуществить анализ:
- состояния учебно-воспитательного процесса;
- уровня преподавания;
- качества знаний учащихся;
- показателей работы за полугодие (год);
- состояния нравственного воспитания учащихся, уровня их культуры, соблюдения ими правил поведения;
- состояния преподавания отдельных предметов;
• раскрыть специфику работы школы по профилю, познакомить с опытом работы другой школы, гимназии, лицея такого же профиля;
• подвести некоторые итоги работы по модернизации учебно-воспитательного процесса;
• обеспечить повышение квалификации педагогов и т. д.
Главные цели и задачи педагогического совета - объединить усилия коллектива школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Виды деятельности педагогического совета
В положении о государственном общеобразовательном заведении РФ определены такие виды деятельности педагогического совета:
• производственно-деловые;
• тематические (психолого-педагогические, научно-педагогические);
• обсуждение и выбор учебных планов, программ, учебников, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации;
• организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта;
• решение вопросов о создании кружков, студий, клубов и других объединений учащихся; допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче свидетельств и аттестатов об образовании; о годовых оценках поведения учащихся, о поощрениях и взысканиях и т. п.;
• проведение аттестации педагогических работников учебных заведений с учетом мнения учащихся, родителей (лиц, их заменяющих);
• рекомендация педагогических и других работников учебного заведения к различным видам поощрения;
• проведение опытно-экспериментальной работы;
• определение направлений взаимодействий учебного заведения с государственными и общественными организациями.
Функции педагогического совета
Анализ видов его деятельности позволяет сделать вывод о том, что современный педагогический совет является полифункциональным. Он выполняет следующие функции:
• управленческие;
• методические;
• воспитательные;
• социально-педагогические.
Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.
Управленческие (административные) функции педагогического совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экс-пертно-контролирующие.
Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; осуществление всеобуча, допуска к экзаменам, перевода, награждения; аттестации педагогических работников и др.).
Совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.
Обобщающе-диагностические: проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.
Планово-прогностические: обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.
Экспертно-контролирующие: заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников о выполнении учителями и учащимися Устава школы, единых требований к учащимся, о работе с родителями.
Корректирующие: внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.
В методических функциях педагогического совета можно отметить информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления.
Информационное направление: сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.
Обобщающе-аналитическое направление: анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта.
Развивающее направление: развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий.
Обучающее направление — это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.
Активизирующее направление: активизация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы: научно-методического совета, проблемных групп педагогического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой.
Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.
Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого учителя во всем ее богатстве и многообразии.
Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности.
Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег.
Социально-педагогические функции состоят:
• в коммуникации, связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;
• в координации и интеграции усилий всех субъектов воспитания: школы, семьи, общественных организаций;
• в согласовании, установлении целесообразных связей, последовательности действий;
• в социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, питания, социального обеспечения, приема и увольнения и т. д.).
Содержание педагогического совета
Особенности содержания педагогических советов представлены их тематикой, которая охватывает практически все основные проблемы современной педагогики.
Проблемы образовательного процесса обычно формулируются в виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения.
Главная Об экзаменах Сведения об образовательной организации Родителям Ученикам Направления работы